Годовой отчет 2014
EN

Рынок электроэнергетики

Реформирование ОАО РАО «ЕЭС России» в 2008 г. разделило все электроэнергетические активы России на несколько групп отдельных компаний по видам деятельности и наличию конкурентной среды.

Структура Единой энергетической системы России
Вид деятельности Компании
Генерация (производство тепла и электроэнергии)
  • ОАО «Концерн Росэнергоатом» — выработка электрической энергии (мощности) на атомных станциях.
  • ОАО «Русгидро» — выработка электрической энергии (мощности) на гидроэлектростанциях.
  • Территориальные генерирующие компании (ТГК).
  • Тепловые генерирующие компании оптового рынка (ОГК).
  • Генерация розничного рынка.
  • ОАО «РАО ЕЭС Востока» — все компании электроэнергетики Дальнего Востока, включая передачу и распределение электроэнергии.
  • Группа «ИНТЕР РАО ЕЭС» — диверсифицированный энергетический холдинг, управляющий генерирующими и сбытовыми активами в России, а также в странах Европы и СНГ, единственный оператор экспорта-импорта электроэнергии.
Передача и распределение (три уровня)

Рынок передачи и распределения электрической энергии России по технологическому и административно-территориальному признакам разделен между сетевыми компаниями трех уровней:

  1. ОАО «ФСК ЕЭС»

    Федеральная сетевая компания, в собственности которой находятся магистральные электрические сети напряжением 220 кВ и выше, составляющие Единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть (ЕНЭС). Данная компания через филиалы осуществляет свою деятельность на всей территории Российской Федерации.

  2. ОАО «Россети», включающее в себя 11 межрегиональных распределительных сетевых компаний (МРСК), в том числе ОАО «МРСК Северо-Запада».

    Такие компании имеют в собственности сети напряжением 0,4–110 кВ и оказывают услуги по передаче электроэнергии и технологическому присоединению на территории субъектов Российской Федерации, в которых они осуществляют деятельность.

  3. Территориальные сетевые организации

    Местные территориальные сетевые организации, которые имеют в своей собственности преимущественно сети 0,4–10 кВ. Данные организации образовались в большинстве случаев на базе оптовых предприятий-перепродавцов, созданных в форме муниципальных предприятий и обслуживавших потребителей одного муниципального образования, и собственных электросетевых хозяйств промышленных предприятий.

Сбыт Сбытовые организации, продающие электроэнергию конечным потребителям — промышленным предприятиям и населению.
Диспетчерское управление и организация торговли электроэнергией
  • ОАО «Системный оператор Единой энергетической системы» единолично осуществляет централизованное оперативно-диспетчерское управление в Единой энергетической системе России.
  • НП «Совет рынка по организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью» («Совет рынка») организует функционирование и контроль оптового и розничного рынков электроэнергии.

На конец отчетного года общая установленная мощность электростанций ЕЭС России составила 232 451,81 МВт. Выработка электроэнергии электростанциями ЕЭС России в 2014 г. составила 1 024,9 млрд кВт⋅ч. Потребление электроэнергии в 2014 г. составило 1 013,9 млрд кВт⋅ч. Помимо влияния температурного фактора на снижение уровня потребления электроэнергии в ЕЭС России в течение 2014 г. в значительной степени повлияло снижение объемов потребления электроэнергии рядом промышленных предприятий: относительно показателей предыдущего года снизилось потребление электроэнергии алюминиевых заводов.

Одним из потенциальных перспективных направлений развития электроэнергетики в России является геотермальная энергетика. На текущий момент в России разведано более 50 месторождений термальных вод с потенциалом, превышающим 300 тыс. м/сут. Суммарный электроэнергетический потенциал пароводных терм (по оценкам составляет 1 ГВт рабочей электрической мощности) реализован, однако, в размере чуть более 80 МВт установленной мощности. В настоящее время все действующие российские геотермальные электростанции располагаются на территории Камчатки и Курил.

Отдельным направлением в развитии современной отечественной энергетики является строительство объектов распределенной генерации. Указанная тенденция окажет позитивный эффект для Единой энергетической системы России, что позволит решить в следующие проблемы:

Большое количество территориальных сетевых организаций (ТСО) усиливает риски в отношении работы электрической сети и предопределяет неоптимальное распределение ресурсов, связанных с ее эксплуатацией, поддержанием и развитием. Различие регулирования деятельности ТСО и МРСК также оказывает дестабилизирующее воздействие на тарифную систему. В 2014 г. разработан проект постановления Правительства Российской Федерации, определяющего критерии отнесения организации к ТСО. В соответствии с ним будут установлены технические требования к деятельности ТСО (введение обязательных стандартов технической обеспеченности, наличие резерва для устранения аварий, квалифицированных кадров и т. д.). Внедрение сравнительного анализа затрат при тарифном регулировании также позволит выявить неконкурентные ТСО, стимулировать их уход с рынка или консолидацию с более эффективными сетевыми организациями.

Осуществление надежного и бесперебойного энергоснабжения потребителей посредством эффективного управления распределительным сетевым комплексом — одна из ключевых задач, стоящих перед распределительными сетевыми компаниями, выполнение которой является также одним из факторов обеспечения национальной безопасности.

Дальнейшее развитие электросетевого комплекса предполагает осуществление мероприятий по модернизации и обеспечению синхронного развития магистральных и распределительных сетей, магистральной и распределительной инфраструктуры, снижению стоимости и улучшению качества строительства электросетевых объектов. Также внимание будет уделено повышению ответственности сетевых организаций через совершенствование системы оценки их деятельности и внедрение международных стандартов качества работы. Кроме того, одним из значимых направлений развития электросетевого комплекса является повышение доступности и прозрачности процедуры технологического присоединения потребителей, постепенное сокращения сроков данного процесса.

Электросетевыми компаниями должны быть обеспечены высокий уровень технологической безопасности и охраны труда, экологической безопасности; приниматься меры по снижению технологических потерь, обеспечению высокой загрузки вновь вводимых мощностей, повышению качества управления проектами и результативности инвестиций с учетом расстановки приоритетов в выборе объектов инвестирования. Единая техническая и инновационная политика определят основные направления функционирования электросетевого комплекса в краткосрочной и долгосрочной перспективе.