Реформирование ОАО РАО «ЕЭС России» в 2008 г. разделило все электроэнергетические активы России на несколько групп отдельных компаний по видам деятельности и наличию конкурентной среды.
Вид деятельности | Компании |
---|---|
Генерация (производство тепла и электроэнергии) |
|
Передача и распределение (три уровня) |
Рынок передачи и распределения электрической энергии России по технологическому и административно-территориальному признакам разделен между сетевыми компаниями трех уровней:
|
Сбыт | Сбытовые организации, продающие электроэнергию конечным потребителям — промышленным предприятиям и населению. |
Диспетчерское управление и организация торговли электроэнергией |
|
На конец отчетного года общая установленная мощность электростанций ЕЭС России составила 232 451,81 МВт. Выработка электроэнергии электростанциями ЕЭС России в 2014 г. составила 1 024,9 млрд кВт⋅ч. Потребление электроэнергии в 2014 г. составило 1 013,9 млрд кВт⋅ч. Помимо влияния температурного фактора на снижение уровня потребления электроэнергии в ЕЭС России в течение 2014 г. в значительной степени повлияло снижение объемов потребления электроэнергии рядом промышленных предприятий: относительно показателей предыдущего года снизилось потребление электроэнергии алюминиевых заводов.
Одним из потенциальных перспективных направлений развития электроэнергетики в России является геотермальная энергетика. На текущий момент в России разведано более 50 месторождений термальных вод с потенциалом, превышающим 300 тыс. м/сут. Суммарный электроэнергетический потенциал пароводных терм (по оценкам составляет 1 ГВт рабочей электрической мощности) реализован, однако, в размере чуть более 80 МВт установленной мощности. В настоящее время все действующие российские геотермальные электростанции располагаются на территории Камчатки и Курил.
Отдельным направлением в развитии современной отечественной энергетики является строительство объектов распределенной генерации. Указанная тенденция окажет позитивный эффект для Единой энергетической системы России, что позволит решить в следующие проблемы:
Большое количество территориальных сетевых организаций (ТСО) усиливает риски в отношении работы электрической сети и предопределяет неоптимальное распределение ресурсов, связанных с ее эксплуатацией, поддержанием и развитием. Различие регулирования деятельности ТСО и МРСК также оказывает дестабилизирующее воздействие на тарифную систему. В 2014 г. разработан проект постановления Правительства Российской Федерации, определяющего критерии отнесения организации к ТСО. В соответствии с ним будут установлены технические требования к деятельности ТСО (введение обязательных стандартов технической обеспеченности, наличие резерва для устранения аварий, квалифицированных кадров и т. д.). Внедрение сравнительного анализа затрат при тарифном регулировании также позволит выявить неконкурентные ТСО, стимулировать их уход с рынка или консолидацию с более эффективными сетевыми организациями.
Осуществление надежного и бесперебойного энергоснабжения потребителей посредством эффективного управления распределительным сетевым комплексом — одна из ключевых задач, стоящих перед распределительными сетевыми компаниями, выполнение которой является также одним из факторов обеспечения национальной безопасности.
Дальнейшее развитие электросетевого комплекса предполагает осуществление мероприятий по модернизации и обеспечению синхронного развития магистральных и распределительных сетей, магистральной и распределительной инфраструктуры, снижению стоимости и улучшению качества строительства электросетевых объектов. Также внимание будет уделено повышению ответственности сетевых организаций через совершенствование системы оценки их деятельности и внедрение международных стандартов качества работы. Кроме того, одним из значимых направлений развития электросетевого комплекса является повышение доступности и прозрачности процедуры технологического присоединения потребителей, постепенное сокращения сроков данного процесса.
Электросетевыми компаниями должны быть обеспечены высокий уровень технологической безопасности и охраны труда, экологической безопасности; приниматься меры по снижению технологических потерь, обеспечению высокой загрузки вновь вводимых мощностей, повышению качества управления проектами и результативности инвестиций с учетом расстановки приоритетов в выборе объектов инвестирования. Единая техническая и инновационная политика определят основные направления функционирования электросетевого комплекса в краткосрочной и долгосрочной перспективе.