Основными видами деятельности ОАО «МРСК Северо-Запада», подлежащими государственному регулированию, являются оказание услуг по передаче электрической энергии и технологическое присоединение к электрическим сетям. В 2014 г. Компания также осуществляла энергосбытовую деятельность на территориях Мурманской и Новгородской областей.
Основополагающие нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в сфере установления тарифов, указаны в приложении 7.
В течение 2014 г. произошли изменения в нормативно-правовых актах в области государственного регулирования тарифов, которые предопределили принятие тарифных решений на 2015 г., и наиболее значимые из них выразились в следующем.
Постановление Правительства Российской Федерации от 31 июля 2014 г. № 750 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам снижения величины перекрестного субсидирования в электросетевом комплексе» обязывало органы регулирования пересмотреть базовый уровень операционных расходов и индекс эффективности операционных подконтрольных расходов, в т. ч. с использованием метода сравнения аналогов. Результаты пересмотра долгосрочных параметров регулирования в 2014 г. учтены при принятии тарифных решений на 2015 г.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 01 августа 2014 г. №
При этом расходы на строительство объектов электросетевого хозяйства «последней мили», не учитываемые с 01 октября 2015 г. в составе платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств с максимальной мощностью, не превышающей 150 кВт, включаются в расходы сетевой организации, учитываемые при установлении тарифов на услуги по передаче электроэнергии.
Приказом ФСТ России от 11 сентября 2014 г. № 215-э/1 утверждены Методические указания по определению выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, конкретизирующие механизм расчета размера выпадающих доходов, подлежащих включению при утверждении тарифов на передачу электрической энергии.
В отчетном году тарифная политика ОАО «МРСК Северо-Запада» была направлена на обеспечение функционирования Компании.
Особенностью тарифного регулирования на услуги по передаче электрической энергии в 2014 г. явился мораторий Правительства Российской Федерации на очередную индексацию тарифов на услуги по передаче электрической энергии. Тарифы остались на уровне действовавших в 2013 г. за исключением субъектов Российской Федерации, где с 01 января 2014 г. предусмотрена индексация тарифов на услуги по передаче электроэнергии на уровне 7% в рамках компенсационных мероприятий по «последней миле». В зоне деятельности ОАО «МРСК Северо-Запада» регулирующие органы Вологодской области и Республики Карелия использовали законодательный механизм по увеличению единых (котловых) тарифов с 01 января 2014 г.
В 2014 г. установленные тарифы позволили Компании получить за оказанные услуги выручку в объеме 35 млрд руб. Данные о ее структуре указаны далее в тексте отчета.
2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | Темп роста,% | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
2011/2010 | 2012/2011 | 2013/2012 | 2014/2013 | ||||||
Тарифная выручка, млн руб., в т. ч. | 26 620,50 | 30 982,32 | 31 735,96 | 34 337,26 | 34 752,05 | 116,39 | 102,43 | 108,20 | 101,21 |
Собственная тарифная выручка, млн руб. | 14 100,79 | 15 740,73 | 16 275,04 | 19 181,21 | 19 322,84 | 111,63 | 103,39 | 117,86 | 100,74 |
Доля собственной тарифной выручки,% | 52,97 | 50,81 | 51,28 | 55,86 | 55,6 | — | — | — | — |
Тарифная выручка ТСО, млн руб. | 1 283,06 | 1 434,51 | 1 076,08 | 916,44 | 930.8 | 111,80 | 75,01 | –14,84 | 101,57 |
Доля тарифной выручки ТСО,% | 4,82 | 4,63 | 3,4 | 2,67 | 2,68 | — | — | — | — |
Оплата услуг ФСК, млн руб. | 7 246,35 | 9 016,39 | 9 537,14 | 9 362,29 | 9 519,34 | 124,43 | 105,78 | –1,83 | 101,68 |
Доля расходов ФСК,% | 27,22 | 29,10 | 30,05 | 27,27 | 27,39 | — | — | — | — |
Расходы на оплату потерь, млн руб. | 3 990,29 | 4 790,70 | 4 847,69 | 4 877,32 | 4 979,06 | 120,06 | 101,19 | 100,61 | 102,09 |
Доля расходов на потери,% | 14,99 | 15,46 | 15,27 | 14,20 | 14,33 | — | — | — | — |
ИТОГО | |||||||||
Региональные факторы, млн руб. | 15 383,86 | 17 175,23 | 17 351,12 | 20 097,65 | 20 253,64 | 111,64 | 101,02 | 115,83 | 100,78 |
Доля региональных факторов,% | 57,79 | 55,44 | 54,67 | 58,53 | 58,28 | — | — | — | — |
Федеральные факторы, млн руб. | 11 236,64 | 13 807,09 | 14 384,83 | 14 239,61 | 14 498,41 | 122,88 | 104,18 | –1,01 | 101,82 |
Доля федеральных факторов,% | 42,21 | 44,56 | 45,33 | 41,47 | 41,71 | — | — | — | — |
Утвержденные тарифы обеспечили в совокупности прирост тарифной выручки на 1,2% до 35 млрд руб. На федеральные факторы пришлось 41,71%, или 14,5 млрд руб. необходимой валовой выручки (далее — НВВ), на региональные факторы — 58,28%, или 20,3 млрд руб. НВВ, из них 4,6%, или 0,9 млрд руб. составляют расходы на оплату услуг территориальных сетевых компаний. При этом незначительный рост доли федеральных факторов был обусловлен ростом тарифов на оплату услуг ОАО «ФСК ЕЭС» и тарифа покупки потерь.
Влияние федеральных факторов на НВВ Компании в 2015 г. будет обусловлено также продолжением действия договоров «последней мили» в филиалах «Вологдаэнерго» и «Карелэнерго» в 2015 г.
Наибольшая доля группы потребителей «Население» приходится на филиалы «Псковэнерго» (19,34%), «Архэнерго» (5,21%), «Комиэнерго» (4,25%). Доля территориальных сетевых организаций в структуре выручке Компании в 2014 г. достигала максимальных значений в филиалах «Карелэнерго» (40,81%), «Вологдаэнерго» (30,97%) и «Колэнерго» (18,71%), что обусловлено спецификой установления регионального котлового тарифа на услуги по передаче электрической энергии. Основную долю выручки Компания получает по группе «Прочие» (75%), к данной группе относятся энергосбытовые компании регионов и крупные промышленные потребители, среди них наибольший вес в группе «Прочие» занимают: ОАО «Северсталь» (23% выручки «Вологдаэнерго»), ОАО «Акрон» (30% выручки «Новгородэнерго»), ОАО «Карельский окатыш» (43% выручки «Карелэнерго»).